Интервью сотрудника редакции официального сайта РПЦЗ с прот. Валерием Рожновым.

о.Валерий— Мне хотелось бы задать Вам, отец Валерий, несколько вопросов, касающихся Архиерейского Собора РПЦЗ, который проходил в октябре 2015 года при Знаменско-Петропавловском храме, настоятелем которого Вы являетесь.

Ваши противники в интернете называют Вас серым кардиналом, который оказывает давление на архиереев. Что Вы скажете по этому поводу?

Кроме того, читателям нашего сайта хотелось бы подробнее узнать о личности Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Филарета, с которым Вам довелось общаться.

декор9— Отвечая на Ваши вопросы, прежде всего, хочу заявить, что управлять епископами РПЦЗ кому-либо как фигурами на шахматной доске невозможно вообще и тем более мне грешному. Обратите внимание, что только в нашей Церкви остались исконно зарубежные епископы РПЦЗ, один из которых живет в Австралии, а другой во Франции. Еще один участник Собора живет в Крыму за тысячи километров от Курска. Как и чем могу влиять на этих епископов, если они от меня ни как не зависят — ни материально, ни как-либо еще. Если даже архиереи в чем-то прислушиваются к рядовому духовенству или мирянам, то это только говорит о единстве взглядов и о наличии в Церкви здорового принципа православной соборности. А вот зависимость архиереев «целищевского раскола» от киевского «серого кардинала», каковым является вл. Алексий, видна невооруженным взглядом. Чтобы в очередной раз в этом убедиться, достаточно заглянуть в отчет о своей поездке на Украину вл. Анастасия, который описывает на своем официальном сайте, какое давление на целищевских архиереев оказывает киевский владыка. И только епископы, участвовавшие в Архиерейском Соборе в Курске, были неподвластны «серому кардиналу». Более того, РПЦЗ не исчезла, не пала в каноническое беззаконие и бесчиние именно потому, что оказалось невозможным никак и никому управлять ни вл. Филаретом, ни вл. Мартином, ни вл. Кассианом, которые проявили стойкость и единство в своих убеждениях. Независимое ни от кого извне единство нашего епископата наблюдалось и во мнении о том, кто должен возглавить РПЦЗ. Меня допустили до заседаний Архиерейского Собора только в качестве технического секретаря. И с моей стороны на Соборе в вопросе выбора Первоиерарха, ни на кого из епископов не оказывалось никакого давления. Даже реплик и советов не подавал по этому поводу, хотя мысль о том, что Владыка Филарет является достойной кандидатурой в Первоиерархи , зародилась во мне еще в Киеве на Архиерейском Соборе в 2013 году, когда его впервые увидел. Эту же мысль совершенно независимо от меня впервые озвучил там же в Киеве на Соборе еще в 2013 году Владыка Мартин, с которым , кстати, не был согласен епископ Анастасий. Возможно, дальневосточный владыка до сих пор никого не видит Первоиерархом РПЦЗ кроме себя, потому единолично организовал свою юрисдикцию. Если же говорить об избрании Первоиерархом РПЦЗ Митрополит Филарета, то главную роль в этом сыграли, как и положено, архиереи – епископ Мартин и епископ Кассиан. Мне же оставалось только просить вл. Филарета не отказываться от возлагаемого на него промыслом Божиим креста Первоиераршества.

— Скажите, отец Валерий, как бы Вы охарактеризовали личность вл. Филарета, ведь Вам приходилось непосредственно с ним общаться. Может быть, Вы заметили в нем что-то особенное, что выделяет его среди лидеров различных осколков РПЦЗ, которые оспаривают с ним право первоиераршества ?

— Мне приходилось общаться со многими из тех, которые считает себя наследниками Первоиерархов РПЦЗ. Однако Митрополит Филарет и с канонической точки зрения и по своим духовно-нравственным качествам выгодно отличается от них. Первоиерарх Филарет Второй обладает прекрасным даром слова. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть видеозаписи его проповедей и наставлений на нашем сайте. В нем действительно есть то, чего не имеют другие «первоиерархи» так называемых «осколков» . Это не голословное утверждение, ибо с Митрополитом Филаретом мне довелось много общаться потому, что после Собора он еще какое-то время жил в Амосовке при храме, настоятелем которого являюсь. Не только я, но и люди, которые с ним имели возможность общаться, могут свидетельствовать о нем, как о человеке удивительной душевной искренности и чистоты, обладающим редкостным в наше время даром любви , веры и верности. Ничего подобного у других «первоиерархов» не просматривается. Они даже близко не могут составить ему конкуренцию, ибо многие из них на словах борясь с последствиями советской эпохи, на деле практикуют сталинские методы расправы со своими оппонентами или проявляют экуменическую солидарность против Истинной Русской Церкви. Поэтому не случайно эти «первоиерархи», включая «дальневосточного одиночку» вл. Анастасия, намереваются дружить против настоящего Первоиерарха Митрополита Филарета.

— Не могли бы Вы в подтверждение своих слов привести какие-то свидетельства или примеры из жизни Митрополита Филарета.

— Мне бы очень хотелось привести, прежде всего, удивительные свидетельства Божиего призвания Владыки Филарета к Первоиераршеству, о чем рассказал один из участвовавших в Курском Соборе архиереев. Он видел во сне Митрополита Виталия в храме с непокрытой головой вместе с Митрополитом Филаретом, на голове которого была митра. Никого не призываю верить этому свидетельству преемственности церковной власти от Митрополита Виталия к Митрополиту Филарету, явленному еще до его избрания. Верить или не верить — это личное дело каждого, но считаю своим долгом засвидетельствовать о том, о чем слышал и о чем умолчать не могу. Но даже без особых подтверждений богопромыслительности избрания Митрополита Филарета главой Церкви, он мгновенно стал восприниматься Первоиерархом РПЦЗ более чем кто-либо из всех, оспаривающих это право. Это произошло и по причине того, что он является старейшим представителем настоящего духовенства РПЦЗ, и по причине исключительной духовно-нравственной чистоты и по тому, что являлся духовным чадом третьего Первоиерарха РПЦЗ Святого Святителя Филарета, имя которого принял при пострижении в монашество. Сейчас Первоиерарх Филарет Второй стал камнем преткновения на пути тех «первоиерархов», которые так или иначе оказались на стороне русофобских сил, отстаивающих «западные ценности». В очень доверительной беседе мне стало известно, что Владыка не понимает и не принимает этих «ценностей», ибо сам он сторонник традиционного уклада русской жизни, что подтверждает своим личным примером. В частности, скорбя о своей супруге, Владыка поведал, что у него в жизни ни до венчания, ни после оного не было ни одной женщины, кроме его законной жены, которую он очень любил и смерть которой подвинула его к тому, чтобы принять монашество.

— Отец Валерий, Вы приводите примеры душевной любви и верности человеку, но ведь для епископа важнее обладать духовными качествами любви и верности Богу. Что Вы можете сказать по этому поводу?

-А разве душевные качества человека не связаны с его духовными качествами? Посмотрите на так называемых сегодняшних «первоиерархов»! Они уже не веруют во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , они не ищут истины, а ищут оправдания своим беззакониям и взаимного признания через унию между различными раскольническими ветвями. С моей точки зрения это является комплексом их неполноценности и свидетельством несовершенной любви и веры, как на душевном, так и на духовном уровне. В отличие от них верность Владыки Филарета православным канонам, является выражением его любви к Богу . Чтобы убедиться в этом, посмотрите видеозапись с речью Первоиерарха, которая им произнесена во время интронизации, где он выражает канонические представления о Церкви и о задачах, которые перед ней стоят. Владыка Филарет не сомневается в каноничности РПЦЗ, которую он возглавляет, поэтому не ищет признания со стороны многочисленных расколов. В частности Первоиерарх справедливо отмечает, что Православная Церковь не создается из расколов и ересей, но является не пресекаемым исповеданием неповрежденной веры от Апостолов, даже если в истории человечества для внешних наблюдателей Церковь иногда является невидимой ниточкой. От этой ниточки можно отпасть, к ней можно присоединиться, но учредить Церковь из расколов, по мнению Первоиерарха, невозможно. Такая каноническая и очень ясная стратегическая линия Митрополита Филарета мне очень нравится. Действительно — каждый в своем народе должен знать главного, за кем тянется ниточка православного исповедания, но не вить отдельно свои веревки различными хитросплетениями. К этому призывают Правила Святых Апостолов: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу» (Пр. 34). То, что Митрополит Филарет твердо стоит на этом твердом каноническом основании является свидетельством его настоящей любви к Богу и верности Ему.

-В связи с этим тогда напрашивается вопрос — а разве бывший председатель Синода РПЦЗ Владимир (Целищев) не имел таких же как у вл. Филарета представлений о Церкви и такой же любви к Богу и верности Ему?

— Надо отдать должное вл. Владимиру в том, что подобная духовная позиция в его вероисповедании являлась достоинством и ценным качеством, которое, на мой взгляд, способствовало тому, чтобы РПЦЗ многие годы сохранялась канонической Церковью. Однако в условиях «украинского кризиса» владыку Владимира подвела его зависимость от сергиански настроенных украинских епископов, а так же гордыня и самонадеянность, которой он попытался подменить в Церкви православную соборность. Это все способствовало совершению им канонического беззакония и проведению разбойничьего собора, на котором практически ничего не было сделано, кроме расправы с неугодным для него духовенством. В Послании к коринфянам Апостол Павел говорит: « Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор.13:2). Уж, наверное, не от любви владыка Владимир безжалостно учинял беззаконие и расправу над неугодными ему архиереями, превращая себя и возглавляемую им сообщество в ничто по отношению к канонической Церкви – в соль, потерявшую силу. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»(Мф. 5:13). Поэтому несмотря на то, что бывшего председателя Синода неверующим не назовешь, однако по делам , которые он творит, можно сделать вывод, что им движет не любовь. А вот в словах и делах Митрополита Филарета прослеживается и любовь к Истине, и к людям, и к Родине. На мой взгляд , по дару любви Митрополит Филарет будет проявлять большую внимательность и к тем, кто рискует отпасть от Церкви и к тем , кто хочет к ней присоединиться.

— Решениями Курского Собора в богослужебные прошения внесены некоторые изменения. В частности, вместо прошения «Еще молимся о еже избавити люди своя от горькаго мучительства безбожныя власти…» внесено прошение «О еже избавити люди своя от враг видимых и не видимых…». В связи с этим, так называемый митрополит Дамаскин (РосПЦ) дал такую оценку этому решению: «… это конец той же самой верёвочки, за которую когда-то потянул митрополит Лавр (Шкурла)».  Что Вы скажите на это?

— Скажу , что это очередная неудачная попытка бросить тень на решения Курского Архиерейского Собора. Митрополит Филарет, предлагая на Соборе принять отредактированные формулировки на ектиниях, пояснял, что прошение избавить верующих «от горького мучительства безбожной власти» больше соответствовало сталинскому времени, когда и принималось. А новая формулировка избавить верующих «от враг видимых и не видимых» была предложена в свое время Митрополитом Виталием, но в России по каким-то причинам до сих пор не была озвучена. Если говорить о моем личном мнении, то, на мой взгляд, эта формулировка более точная и более емкая для настоящего времени. Ибо прошение избавить «от враг видимых и не видимых» включает в себя избавление и от «горького мучительства безбожной власти», если она таковой является, и от еретиков, и от раскольников, и от невидимых бесовских сил, и вообще от всех врагов. Поэтому сравнение РПЦЗ с лавровским расколом совершенно не обосновано, тем более, что на ектиниях оставлены прошения «о еже восставити Престол Царей Православных» и «о страждущей стране Российской и православных людях ея во Отечестве и в рассеянии сущих». Так что причин для каких-то обвинений в этом вопросе не вижу. Вообще-то еще никто из противников РПЦЗ не мог выдвинуть в адрес Курского Собора и его участников сколь либо существенных и обоснованных обвинений.

— А что Вы скажете по поводу того, что Вас, как впрочем и всю Зарубежную Церковь под омофором Митрополита Филарета, часто обвиняют в «путинизме»?

— Эти обвинения являются , прежде всего, реакцией отколовшихся от Русской Церкви украинских и американских архиереев на заявления в поддержку воссоединения Крыма с Россией, а так же реакцией на анафематство Архиерейским Собором РПЦЗ (Курск-2015) промасонского и русофобского режима на Украине. Обвинения в «путинизме» тоже ложные. Они востребованы и выгодны тем, кто обслуживает прозападные интересы и «западные ценности». Чтобы удостовериться в том, что деятельность РПЦЗ независима от официальной российской власти, достаточно прочитать последние постановления Архиерейского Собора, где четко говорится о православно-монархической направленности нашей Церкви в вопросах государственного устройства России. Поэтому обвинения в «путинизме» по отношению к духовенству РПЦЗ необоснованны даже в принципе. Более того, достаточно взглянуть на публикации , в том числе мои, на официальных сайтах нашей Церкви, чтобы увидеть там критику и российских властей и президента, причем такую критику, на которую не решаются критикующие нас. Однако мы не боимся высказываться и в унисон с Путиным, и с кем бы то ни было, если взгляды на те, или иные вопросы совпадают. Поэтому чтобы не говорили противники РПЦЗ, она продолжает оставаться самой свободной и самой независимой Церковью из всех религиозных сообществ, претендующих называться исторической Православной Русской Церковью.

декор9Благодарим Вас за это первое интервью для нашего сайта.