Митрополит Филарет Первоиерарх РПЦЗ Официальный ответ на обращение Артема Стадника

Вы обратились не только ко мне как Предстоятелю РПЦЗ, но и ко всему Архиерейскому Собору и ко всем чадам нашей Церкви  с предложением осудить на  предстоящем Архиерейском Соборе (2016) прославленного во Святых Патриарха Тихона и иже с ним, а также осудить так называемые ереси «имяборчества» (1913 г.) и   «цареборчества» (1917-1918 гг.).

Согласно Положению о РПЦЗ Первоиерарх «составляет предварительную повестку дел, подлежащих рассмотрению Собора, собирает и подготовляет материалы для Собора, поступающие от епископов и их епархий и других источников» (Пр.13).  Поэтому, пользуясь своим правом, отвергаю Ваши предложения  и не считаю Ваш «источник» православным и принадлежащим к нашей Церкви.  Считаю справедливыми соборные решения двух Поместных Церквей  (Русской и Греческой), которые осудили еретическое учение двух афонских монахов,  дерзнувших выступить (2013 г.)  не только против церковной соборности, но и против всего Святоотеческого Наследия Православной Церкви.  Ответить подробнее  на Ваш предварительный запрос поручил  своему секретарю прот. Валерию  Рожнову, публикация которого  вышла на официальном сайте РПЦЗ с моего благословения.  К сказанному в ответе на Ваш запрос  хочу добавить, что считаю хулой  попытки дискредитировать  Предстоятелей  Русской Церкви: Святейшего Патриарха Тихона Исповедника, Святителя Антония (Храповицкого),  Святаго Филарета (Вознесенского) Первоиерарха РПЦЗ.  Будучи учеником и духовным чадом Святого Филарета Первоиерарха РПЦЗ, для меня не приемлемо Ваше предложение поставить под сомнение святость  Патриарха Тихона,  без достаточных на то оснований. 

Более того, мне из России присылают  материалы, указывающие  на то, что книга,  на которую Вы ссылаетесь («Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году — Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви» Составитель – доктор исторических наук, профессор М.А. Бабкин — 2008.),  является сборником документов, составленных  в свое время чекистами  и сергианами специально, чтобы  представить  малодушного и послушного советской власти  Митрополита Сергия (Страгородского)  продолжателем  дела  Св. Патриарха Тихона.  И Вы поймались на эту сергианскую хитрость. Однако на самом деле Св. Патриарх Тихон  не был таким, каким его преподносили народу большевики и сергиане, и каким его хотите сегодня представить Вы, но мученически пострадал за веру. В документах, которые мне прислали из России сообщается (см. ниже) , что  Св. Патриарху  Тихону перед смертью был сделан укол якобы снотворного (по другим сведениям он был отравлен), поэтому судить исповедника и мученика в планы РПЦЗ не входит. Если факт убийства не отражен в книге профессора Бабкина, то это вполне объяснимо.

Что касается фотографии, которую Вы распространяете, на которой только что рукоположенный епископ и будущий  Патриарх изображен вместе с инославными в притворе  католической церкви  в США,  то там он находился с дипломатической миссией и не  по своей инициативе, но , очевидно,  с благословения  церковной  власти и с Высочайшего дозволения.  Однако никаких  официальных экуменических  заявлений будущий Патриарх, исполняя свою миссию,  не  делал — ни от себя лично, ни от лица Церкви.

В  своем обращении Вы вменяете также  в вину  Св. Патриарху Тихону  и  даже всему Собору принятие экуменических решений на Архиерейском Соборе  (1918г) по поводу объединения с инославными. Однако, следует заметить очень важный момент, что Священный Собор Православной Российской Церкви постановлением от 7/20 сентября 1918 года, «видя искренние стремления старокатоликов и англикан к единению с Православною Церковью  на основе учения и преданий Древне-Кафолической Церкви»   постановляет не войти с инославными в молитвенное общение, а только образовать « Особый отдел для предварительной разработки вопроса» ради борьбы с неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием. 

 
        В заключение, хочу сказать, что не пытаюсь доказывать, что  в  смутное время русские архиереи  и Св. Патриарх Тихон  не делали ошибок и не принимали неверных решений. Никто от этого не застрахован.  Даже Апостол Петр трижды клятвенно отрекался от Самого Христа.   И покаяния  Апостол Петр формально тоже не приносил и даже не думал об этом. Господь простил Первоверховного  Апостола  через исповедание любви еще до того как к нему пришло раскаяние. В моем понимании Св. Патриарх Тихон и святые новомученики и исповедники российские исповедали любовь перед  Христом  своей жизнью, и  даже если в чем согрешили не успев принести формального покаяния, то омылись мученической кровью и страданиями за веру и Господь простил их. 

У Вас иное мнение. Ваше мнение и Ваши действия мне чем-то напоминают стремление бесов на мытарствах  выискивать грехи и не прощая  осуждать.  Но мы предоставим суд над новомучениками  Богу и будем,  уподобляясь Ангелам,  пытаться оправдать все, что только возможно с точки зрения Православной Веры. У нас разные подходы,  и мы движимы разным духом.  Считаю не допустимым  вхождение в молитвенное общение с Вами и с теми, кто придерживается Ваших мнений и вашего духа. А по поводу книги, на которую Вы  ссылаетесь, и на основании которой пытаетесь осудить святых новомучеников, получил из России материалы, с которыми прошу ознакомиться.   И хоть не знаком с  авторами  этих материалов, но склоняюсь к их мнению. Прошу  с этим мнением ознакомиться.

——————————————————————————————————————-

          «Активное участие в издании книги (на которую ссылается Стадник) принимал институт потому, что это институт сергианской МП,  и им очень выгодно было опубликовать в данной книге все материалы, сфабрикованные в НКВД и ГПУ о Патриархе, чтобы тем самым показать, что Тихон был такой же как Сергий (Страгородский) — лояльный к советской власти, а Страгородский как бы обычный его преемник и продолжатель дела патриарха Тихона. В этом была цель издания этой книги. Впрочем, такие цели патриархия преследовала всегда, со времени своего основания Сталиным… Многие, к сожалению, восприняли фальшивки НКВД за правду, и тем самым отверглись настоящей правды. Госархивами и документами ГПУ и НКВД обманулись многие не только в наши годы, а намного ранее — начиная с 20 годов XX века. Ведь книга… составлена именно из архивных документов ГПУ и НКВД. Но те, кто безпристрастно изследовал эти документы даже в моем институте (а их существует несколько(!) редакций) знают о том, что в большинстве случаев это гнусные подделки большевиков. И многими историками это давным-давно доказано…

 Вы присылаете нам архивные документы, которые запечатлены грифом НКВД или ГПУ. То есть это документы созданные и подписанные сатанистами. Правила Церкви запрещают православным использовать свидетельства еретиков и раскольников. Здесь же намного хуже! Это свидетельства безбожников, гонителей веры, сатанистов проклятых! Православный человек не имеет права доверять и верить тому, что наштамповали в своих застенках красные диаволы. Именно поэтому один этот факт говорит уже о том, что все опубликованное в этой книге не может для нас быть неким верным свидетельством! То есть не может являться свидетельством правды. И это доказано, повторюсь, многими российскими историками….

 Тем более известно КАК Патриарх Тихон согласился на введение нового стиля: в тюрьме, будучи обманутым, опять таки, большевицкой фальшивкой о том, что ВСЕ Поместные Церкви приняли новый стиль. Когда он вышел из заключения и узнал, что его обманули, когда узнал, что НИКТО из епископов Российской Церкви на новый папский календарь не перешел и не принял  — он сразу же отменил свое решение. Это, конечно, наверное, его не совсем оправдывает. Но, все же хоть немного нужно представлять, какое время тогда переживала Россия, она просто утопала в крови и терроре. 

«Трудность патриаршего служения в эти годы состояла не только в кровавом разгуле богоборческой власти, но и в том, что значительная часть русского народа впала в небывалую смуту, забыв свою присягу Помазаннику Божию. Это проявилось и у части духовенства, готового «реформировать» Церковь по указке властей (обновленцы). Патриарх понимал, что преодолеть эту духовную болезнь невозможно было одною силою оружия, а лишь на пути страдания и покаяния… Вот в чем надо искать смысл политических уступок св. Патриарха советским властям: он отдавал Божие – Богу, а кесарево – кесарю. Но Божие – кесарю он не отдавал (в отличие от С. Страгородского)

 В тех условиях это было его личным самопожертвованием не только ради спасения паствы, но и для защиты призвания самой Церкви. И народ абсолютно доверял своему Первосвятителю, – ведь при этом борьбу с сатаной Св. Тихон, готовый на мученичество, не оставлял ни на миг, закладывая основу для грядущей победы.  За это и был отравлен жидобольшевиками, опубликовавшими от его имени подложное патриаршее «завещание» (ныне это достаточно убедительно доказано историками; ГПУ само составляло документы, добиваясь подписи Патриарха, и неоднократно прибегало к опубликованию отвергнутых Патриархом документов: такова публикация в декабре 1923 г. отмененного Патриархом послания о введении нового календарного стиля, публикация фальсифицированного «интервью» Патриарха в связи со смертью Ленина и др.).

   Если кто-либо не видит разницы между Патриархом Тихоном и Сергием (Страгородским) — это его личная беда. Повторюсь, именно — беда, личная трагедия. Св. патриарх Тихон шел на личные унижения, спасая от расстрела арестованных заложников, но никого из собратьев не заставлял признавать богоборческую власть лишением сана и не выдавал чекистам на расправу, как это делал Сергий Страгородский. Написано об этом достаточно. Кроме ошибок патриарха Тихона, его противники зачастую забывают почему-то написать и то хорошее, что он сделал для Церкви: только одна его борьба с обновленчеством чего стоит! Массовая организация помощи голодающим, благословение армии Келлера и Колчака против большевиков, рукоположение тайных катакомбных епископов для Русской Церкви (еп. Максим Жижиленко — первый убитый большевиками катакомбный епископ)  и многие другие факты.

      Таким образом, Св.Тихон , будучи Патриархом Всероссийским, никакой ереси не создавал и не проповедовал, никаких расколов не чинил. Резюмируя все вышенаписанное, я думаю Вы понимаете, что мы относимся к патриарху Тихону с большим почтением, и веруем-признаем его святость перед Богом. Такова наша вера».

.г.Москва
р.Б.Арсений и р.Б.Агния. 28 июля 2015г.

Эту интернет-публикацию «Тяжкая ноша св. Патриарха Тихона», как и предыдущее письмо,  мне тоже прислали из России.
Митрополит Филарет, Первоиерарх РПЦЗ.
Австралия, 10/23. 01 2016 (Память Св. Григория-Нисского)

 Тяжкая ноша св. Патриарха Тихона

В день Благовещения в 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон, волею Божией поставленный – Поместным Собором и жребием – во главе Русской Церкви в безпрецедентное время богоборческих гонений.
Св. Патриарх Тихон (в мiру Беллавин Василий Иванович) (19.01.1865–25.03[7.04].1925) родился в с. Клин Торопецкого уезда Псковской губернии семье священника. После местного духовного училища поступил в Псковскую духовную семинарию, которую окончил в числе первых, и был направлен в Петербургскую духовную академию. В 1888 г., получив степень кандидата богословия, стал преподавателем Псковской духовной семинарии. В 1891 г. принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона.
В 1898 г. он уже был возведен в сан епископа Люблинского и назначен викарием Варшавской епархии. Затем Тихон получил назначение в Америку как епископ Алеутский, где распространял Православие, открывал школы и храмы, учредил Св.-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, стал в 1905 г. архиепископом.
С 1907 г. он был отозван в Россию, служил в Ярославской епархии.

Убежденный монархист, архиепископ Тихон стал председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа. В 1913 г. из-за разногласий с губернатором был переведен архиепископом Литовским и Виленским. В начале Великой войны, в 1915 г., когда русская армия оставили Вильно, переехал в Москву. В 1916 г. принял участие в совещании монархистов, боровшихся против так называемого «прогрессивного блока», и Император Николай II пожаловал Тихону «за труды во славу Отечества» бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

И хотя в дни сокрушения монархии он, к сожалению, тоже оказался в числе будто ослепших архиереев, подчинившихся революции и даже благословивших масонское Временное правительство (многие из них потом должны были горько каяться в этом), в дальнейшем развитии революции, в сопротивлении большевикам, он достойно и мудро выполнил свой долг, что было признано всеми частями Русской Церкви (в том числе Зарубежной), почитающими его как святого.

После Октябрьского переворота с началом гонений Патриарх призвал народ к активному сопротивлению богоборческой власти, начавшей борьбу против Церкви: 23 января/5 февраля 1918 г. был опубликован Декрет «Об отделении церкви от государства, а школы от церкви», что означало лишение Церкви всего ее имущества. Одновременно в январе 1918 г. Патриарх анафематствовал большевиков. В марте, после подписания большевиками Брестского мира, Патриарх Тихон выпустил осуждающее послание:

«Заключенный ими мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры; мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный город Киев, мать городов, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской; мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери… Мы призываемся совестью своей возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир; этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа».

Когда распространилась весть об убийстве большевиками Государя (а семья якобы была эвакуирована), 8 (21) июля в переполненном народом Казанском соборе в Москве, расположенном на Красной площади, Патриарх произносит проповедь:
«Мы к скорби и стыду нашему дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так,на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского Областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит пред нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь заграницей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией…»

В первую годовщину Октябрьского переворота Патриарх опубликовал обличительное обращение к Совнаркому:

«Реками политая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды…. Великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото.
Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевляющее их сознание, что «больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други свои» (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом…
Отказавшись защищать Родину от внешних врагов, вы, однако, безпрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете?
Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мiровой революции.
Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир…»

В январе 1919 г. Патриарх благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками, послав к нему священника с личным письмом и фотографией образа св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля. (Заметим, что годом ранее Патриарх отказал в благословении «демократической» армии генерала Деникина.)
Однако после победы большевиков в гражданской войне над Белыми армиями и крестьянскими восстаниями надежды на продолжение вооруженной борьбы уже не было. В то же время репрессии большевиков на внутреннем фронте против Церкви усилились: в марте 1922 г. Ленин и Троцкий излагают свои секретные планы разгрома Церкви под видом «борьбы с голодом». Патриарх Тихон выпускает воззвание, называя святотатством требования конфискацию властями богослужебных предметов. Начинаются массовые столкновения верующих с войсками при обороне храмов от разграбления. Патриарх был вынужден пойти на уступки и отказаться от политического противоборства с властью, сделав об этом публичное заявление.

Однако, как говорил сам Патриарх: «Я написал там, что я отныне — не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти».
Трудность патриаршего служения в эти годы состояла не только в кровавом разгуле богоборческой власти, но и в том, что значительная часть русского народа впала в небывалую смуту, забыв свою присягу Помазаннику Божию. Это проявилось и у части духовенства, готового «реформировать» Церковь по указке властей (обновленцы). Патриарх понимал, что преодолеть эту духовную болезнь невозможно было одною силою оружия, а лишь на пути страдания и покаяния… Вот в чем надо искать смысл политических уступок св. Патриарха советским властям: он отдавал Божие – Богу, а кесарево – кесарю. Но Божие – кесарю он не отдавал.
В тех условиях это было его личным самопожертвованием не только ради спасения паствы, но и для защиты призвания самой Церкви. И народ абсолютно доверял своему Первосвятителю, – ведь при этом борьбу с сатаной свт. Тихон, готовый на мученичество, не оставлял ни на миг, закладывая основу для грядущей победы. За это и был отравлен жидобольшевиками, опубликовавшими от его имени подложное патриаршее «завещание» (ныне это достаточно убедительно доказано историками; ГПУ само составляло документы, добиваясь подписи Патриарха, и неоднократно прибегало к опубликованию отвергнутых Патриархом документов: такова публикация в декабре 1923 г. отмененного Патриархом послания о введении нового календарного стиля, публикация фальсифицированного «интервью» Патриарха в связи со смертью Ленина и др.). Мощи Святого Патриарха Тихона хранятся в Донском монастыре в Большом соборе во имя Донской иконы Божией Матери.