ПОКОРНѢЙШЕЕ ПРОШЕНIЕ. Св. Гора Аѳонъ, Мая 17 дня 1914 года.

АКТЪ РУСКИХЪ НАСЕ́ЛЬНИКОВЪ СВЯТОЙ АѲОНСКОЙ ГОРЫ.

Мы, четырехъ съ половиной тысячное населеніе Рускихъ подданныхъ иноковъ на Св. Аѳонской Горѣ, глубоко возмуще́нные дѣйствіями о. Антонія Булато́вича и его сподвижниковъ, составляемъ настоящій Актъ, удостовѣря́ющій, какъ дѣйствія Булато́вича, такъ и всеобщее наше нежеланіе на будущее время имѣть общеніе съ бывшими нашими заблу́дшими собратіями, СОГЛАСНО НАШИХЪ ГОРЯЧИХЪ ПРОСЬБЪ удаленныхъ съ Аѳона прише́дшимъ намъ на помощь Рускимъ Правительствомъ. Сей Актъ составляется и подписывается отъ лица всѣхъ Руско-подданныхъ иноковъ нашими Настоятелями и старшей бра́тіей.


1) Мы утверждаемъ, что оставаясь вѣрными Православной Церкви, Государю Императору и устано́вленнымъ отъ Него Прави́тельственнымъ Властямъ, никогда не раздѣляли и не раздѣляемъ заблужденій Антонія Булато́вича и его сподвижниковъ.
2) Что всѣ просимъ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ КЪ НАМЪ НА ЧИСТЫЙ АѲОНЪ даже и раскаявшихся бывшихъ нашихъ собратій: и́бо, какъ зараженная и отсѣченная рука не можетъ приста́ть къ живому тѣлу, такъ и они не могутъ вновь слиться съ Аѳонскимъ монашествомъ.
3) Утверждаемъ, что мы много отъ нихъ потерпѣли. Наши ду́ши и сердца́, настрадавшiяся въ теченіе устроенной ими имябожной смуты, и до сихъ поръ болѣютъ, – и въ особенности теперь, когда мы видимъ, что Руская пресса близко при́няла интересы Антонія Булато́вича и его сподвижниковъ, нисколько не интересуясь спросить насъ – БОЛЬШИНСТВА оставшихся вѣрными Церкви и долгу совѣсти.
4) Мы подтверждаемъ что Антоній Булато́вичъ, возмутитель нашей исторической чистоты и нашего спокойствія, явился на Аѳонъ рясофорнымъ инокомъ изъ Нiкифоровскаго Подворья въ Петроградѣ и смиренно поселился въ Рускомъ Скитѣ́ Св. Апостола Андрея Первозваннаго. Войдя въ довѣріе сперва Архимандрита Іосифа, постригшаго его въ схиму, а по смерти его къ нынѣшнему Игумену Архимандриту о. Іерони́му, рукоположившему его въ іеродіаконы и іеромонахи, о. Антоній Булато́вичъ, замѣтивъ искренность и простоту Рускаго монашества на Аѳонѣ, задумалъ использовать ее въ своихъ личныхъ видахъ.
5) Когда на Аѳонѣ появилась книга схимонаха Иларіона «На горахъ Кавказа», въ которой сочинитель трактовалъ вопросы, РАЗСУЖДЕНІЕ О КОТОРЫХЪ КАНОНИЧЕСКИ ВОСПРЕЩЕНО́ ПРОСТОМУ МОНАШЕСТВУ, о. Антоній Булато́вичъ воспользовался ею, далъ СВОЕ ОСОБОЕ толкованіе, подобралъ партію въ Скитѣ́ и единомышленниковъ въ Монастырѣ и сталъ приводить свои планы въ исполненіе.
6) Утверждаемъ, что согласно разыгравшихся событій его планы состояли въ слѣдующемъ:
I. Уничтожить существующій строй управленія въ Пантеле́ймоновскомъ Монастырѣ и съ почвы Религіозныхъ споровъ перевести на почву РЕВОЛЮЦІОННУЮ. Еслибы не стойкость Архимандрита Мисаи́ла, Намѣстника Іеромонаха Іаки́нѳа и старшей братіи, и во́время при́нятыя ими мѣры, вызвавшія пріѣздъ Правительственной Комиссіи, то Монастырь Св. Пантеле́ймона пропалъ бы для Рускихъ.
II. Изгнать въ Андреевскомъ Скитѣ́ Архимандрита Іорони́ма, замѣнить его преданнымъ себѣ лицомъ и со временемъ стать на его мѣсто. Антоній Булато́вичъ, удалившійся еще ранѣе добровольно изъ Скита, вслѣдствіе запрещенія ему печатать еретическія сочинеиія, въ ви́дахъ смѣще́нія Архимандрита Іерони́ма, съ преданными себѣ лицами отправился въ господствующiй Ватопе́дскій Монастырь, который вмѣсто утвержденія, представленнаго ему кандидатомъ Архимандрита Давида, далъ письмо для о. Іерони́ма, въ которомъ просилъ изгнать съ Аѳона бунтовщиковъ. Узнавъ это и утаивъ письмо, Антоній Булатовичъ рѣшилъ дѣйствовать смѣло, возвратился въ Скитъ и съ своими сподвижниками изгналъ Архимандрита Іерони́ма и до 50 человѣкъ братіи, МНОГІЕ ИЗЪ КОТОРЫХЪ БЫЛИ ИЗБИТЫ.
III. Провести въ Ильинскомъ Скитѣ́ и Рускихъ ке́ліяхъ революціонно еретическую пропаганду, что ему не удалось. Подтверждаемъ что Антоній Булато́вичъ былъ ярымъ руководителемъ Аѳонской смуты и тѣмъ сдѣлалъ громадный подрывъ вѣковому авторитету Св. Горы: что о. Антоній Булато́вичъ, будучи военнымъ и образованнымъ человѣкомъ, приспособилъ свои познанія у насъ на Св. Аѳонской Горѣ на явно преступныя и революціонныя цѣли и для сего использовалъ нѣсколько сотъ простецо́въ и́ноковъ, теперь, быть можетъ, и раскаявшихся въ своихъ заблужденіяхъ.
7) Всѣ мы Рускіе, свыше четырехъ съ половиной тысячное населеніе, въ семъ Актѣ молимъ Возлюбленнаго нашего Государя Императора и Его Правительство НЕ РАЗРѢШАТЬ ВОЗВРАЩЕНІЯ КЪ НАМЪ, ДАЖЕ И РАСКАЯВШИХСЯ, отпавшихъ отъ насъ собратій, которымъ, по Ученію Спасителя, прощаемъ все, отнынѣ забываемъ все содѣ́янное ими, но жить вмѣстѣ не можемъ, да́бы, – по словамъ Царицы Небесной : «Сіе́ Мѣсто да бу́детъ Свя́то», – оно и оставалось Святымъ и чистымъ.
8) И па́ки теперь, когда Правительство наше, внявъ НАШИМЪ МОЛЬБА́МЪ очистить Св. Гору отъ смутьяновъ, воспользовавшихся Догматическими просты́ми спорами, чтобы перевести ихъ въ открытый бунтъ, мы чрезъ своихъ ниже подписавшихся Настоятелей и старшей бра́тіи УМОЛЯЕМЪ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ къ намъ революціонеровъ, такъ какъ видимъ изъ газетъ, что и якобы раскаявшіеся забрасываютъ насъ клеветой и грязью. Аѳонъ былъ Православный и простой и такимъ въ лицѣ живущихъ здѣсь нынѣ хочетъ остаться, а Руское населеніе, признавая твердо и неукоснительно Догматы Православной Церкви, остается всегда вѣ́рнопо́дданнымъ Государю Императору Нiколаю Александровичу и Святѣ́йшему Всеросійскому Правительствующему Сνноду.
9) И мы по чистой совѣсти подтверждаемъ, что въ отношеніи смутьяновъ-бунтовщико́въ Рускимъ Правительствомъ были при́няты ОЧЕНЬ МЯГКІЯ МѢРЫ, такъ какъ дѣйствія ихъ на глазахъ всѣхъ насъ носили явно РЕВОЛЮЦIОННЫЙ характеръ и НѢСКОЛЬКО СОТЪ ЧЕЛОВѢКЪ ТЕРРОРИЗОВАЛИ ОСТАЛЬНОЕ МНОГОЧИСЛЕННОЕ РУСКОЕ НАСЕЛЕНІЕ. Св. Гора Аѳонъ, Мая 17 дня 1914 года.
Подлинный подписали Настоятели и старшая братія Рускихъ на Аѳонѣ Обителей. Копія.

ПОКОРНѢЙШЕЕ ПРОШЕНIЕ. Игуменовъ Рускихъ Обителей и Настоятелей Келій на Аѳонѣ.

Все наше Руское на Аѳонѣ населеніе, видя, что Руская пресса близко приняла́ интересы Антонія Булато́вича и его сподвижниковъ, 17-го минувшаго Мая мѣсяца вынуждено было постанови́ть Актъ съ изложеніемъ возмутительныхъ на Аѳонѣ дѣйствій А. Булато́вича и единодушной просьбы нашей къ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ о неразрѣшеніи ему, Булатовичу, и НИКОМУ ИЗЪ ЕДИНОМЫШЛЕНИИКОВЪ ЕГО, ДАЖЕ И РАСКАЯВШИМСЯ, ВОЗВРАЩЕНIЯ НА АѲОНЪ. Актъ этотъ чрезъ Руское Посольство въ Константино́полѣ представленъ въ Святѣйшій Сνнодъ.
Между тѣмъ въ печати, напримѣръ газеты «Колоколъ» № 2405, опубликована бесѣда Епископа Моде́ста, въ которой Его Преосвященство всецѣло отнесся къ имябожникамъ одобрительно и безразлично къ ученію ихъ объ имени Іисуса, – а въ № 2417 той же газеты напечатано письмо Епископа Моде́ста къ издателю журнала «Дымъ Отечества» А. А. Гарязину, въ которомъ всѣ имябожники названы уже Истинными чадами Церкви. «Разность мнѣній не должна мѣшать единенію любви», – говоритъ Его Преосвященство.
Защита Епископа Моде́ста имябожниковъ производить среди нашего на Аѳонѣ иночества неблагопрiятное впечатлѣніе: многіе, твердо стоявшіе въ согласіи съ Посланіями Св. Патріарха и Св. Сνнода, колеблются, a всѣ, раздѣлявшіе прежде ученіе Булато́вича и обратившіеся, берутъ верхъ. Слѣдовательно не въ далекомъ будущемъ можетъ произойти вновь возмущеніе го́рше перваго.
Мы, Игумены Обителей и Настоятели Ке́лій, усматривая таково́е колебаніе среди нашихъ меньшихъ собратій, смире́ннѣйше просимъ Ваше Высокопреосвященство поспѣшить разрѣшенiемъ по дѣлу имебожниковъ. Для вѣрнаго опредѣленія дѣйствій имябожниковъ представляемъ при семъ копію вышеупомя́нутаго Акта отъ 17 Мая. Кромѣ того, Пантеле́ймоновскимъ Монастыремъ и Андреевскимъ Скитомъ надлежа́щая по сему́ дѣлу свѣ́дѣнія (подлинныя письма главаря движенія) были отправлены Троицкому [будущiй Новомученникъ Архiеп. Иларiонъ (Троицкiй), – прим.] въ Мартѣ мѣсяцѣ сего года. Св. Гора Аѳонъ Іюня 14 дня 1914 г.
Вашего Высокопреосвященства нижайшіе послушники:
Игуменъ Рускаго на Аѳонѣ Пантеле́ймонова Монастыря Архимандритъ Мисаи́лъ.
Игуменъ Рускаго на Аѳонѣ Андреевскаго Скита Архимандритъ Іерони́мъ съ братіею.
Рускаго Ильинскаго Скита́ на Аѳонѣ, за отсутствіемъ н-ля Архимандрита Максима, Намѣстникъ Іером. Іоаннъ со всею о Хрiстѣ братiею.
Далѣе слѣдуютъ 32 подписи Настоятелей Обителей и Келiй.
Предсѣдатель Братства Іеросхимонахъ Герасимъ. (Печать братства).

Источникъ: «Святое Православіе и именобожническая ересь». Въ трехъ частяхъ. Часть 3-iя (Положеніе имебожническаго вопроса по удаленіи имебожниковъ съ Аѳона). Харьковъ. Епархіальная тνпографія, Каплуновская ул., № 4. 1916 г.