Протоиерей Владимир Цуканов. Ответ имяславцам.

           О Владимир Цуканов

 «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы,   летящия во дни: избави и от всякия вещи во тьме преходящия…»                                      

«Ей, Владыко, всех благих подателю, яко да и на ложах наших умиляющеся, вопомянем и в нощи Пресвятое Имя Твое. И поучением Твоих заповедей озаряеми, в радости душевней восстанем к славословию Твоея благости, молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех и о всех людех Твоих: их же молитвами Пресвятыя Богородицы в милости посети»

(Молитва в Неделю вечера Св. пятидесятницы.)

 

Так поучает нас Церковь молится ко Господу, употребляя Его Святое Имя. Имя – есть символ. Мы его пишем или произносим – это не важно. Важно то, что Имя принадлежит образу ( в данном случае образу Спасителя).

  Дадим философское определение символа: Символ есть двуединое духовно-материальное явление умопознаваемого.

Другими словами символом мы обозначаем то или иное явление в нашей жизни , жизни других людей или всего человечества.

  Безусловно, что Имя Бога – тоже символ, причем благодатный. Мы знаем ряд имен Бога Единого : Бог-Отец,  Саваоф, Иегова и т.д.). Все это синонимы и эти слова (или термины) отражают свойства Вседержителя.

  Имяславцы (движение, возникшее на Афоне в среде русских монахов в начале 20-го века) утверждают  вопреки мнению Синодального определения РПЦ 1913 года, что «Имя Бога – есть Сам Бог», отождествляя имя(символ) и Первообраз. При этом приводят в доказательство множество примеров из Св. Писания, призывающего славить Бога и Его Святое Имя. Также в доказательство своих слов приводят изречения Св. Прав. Иоанна Кронштадтского («Моя жизнь во Христе»), прямо утверждающего, что « Имя Господа – есть Сам Господь». Это так, – мы находим у Св. Прв. Иоанна такое утверждения в нескольких местах его книги! Но во-первых, не будем вырывать из контекста слова и  почитаем внимательно Св. Иоанна Кронштадтского: « Молящийся! имя (с маленькой буквы, прим. авт) Господа , или Богоматери, или Ангела, или святого, да будет тебе вместо (выделено авт.) Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого…».   Вместо – это весьма существенная поправка, причем эта поправка из одного и того же параграфа, что и сама фраза о том , что «имя — сам Бог» ( стр. 237) . Вместо – значит вместо! И не нужно высокий стиль написания о. Иоанна выдавать за стойкую приверженность к имяславию. 

  Во вторых — чуть выше о.Иоанн пишет об иконах и образном мышлении. Что же он пишет об образном мышлении человека? «Ведь произнося имя Бога, мы представляем себе Его Образ!», — иначе быть не может! Наше мышление образно и вне образов мы не мыслим. Иконы  нам даны, чтобы мы ясно представляли себе Образ Творца, а Имя – чтобы определять Его свойства и называть их.

 О.Иоанн пишет: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? Не Сам-ли Бог дал нам способность воображения?…». Т.е. Св. Иоанн Крон. снова говорит о символике и ее свойствах, рассуждая об имени и иконах в одном контексте процесса богопознания.

  Св. Писание предлагает славить и почитать Имя Господа как святыню. Это вполне понятно, ведь символ принадлежит Первообразу, также как и иконографическое изображение несет в себе черты Первообраза и мы почитаем написанный на иконе Первообраз и славим Его. Икона – это тоже символ! Не имеет значения как обозначается символ – написанием, изображением или произнесением. Важно , что выявляется связь символа с образом его обозначающим.

  Итак, что нам говорит Книга Правил Св. Апостол. Св. Соборов и Св. Отец об иконопочитании?! Это важно, т.к. речь идет о церковной символике. В Догмате Седьмого Вселенского Собора (Никейского) мы ясно можем прочитать: « …взирающе на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их  лобызанием и и почитательным поклонением, не истинным (выделено авт.) , по вере вашей, богопоклонением, еже подобает единому божескому естеству, …. Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу, изображенного на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия евангелие».

  Здесь четко и ясно объясняется принцип поклонения образам и символам (напр. иконе Спасителя или Креста). Все это в полной мере относится к образам и символам написанным и произносимым. Образ и Первообраз – не одно и то же! Между ними, безусловно, существует связь, но отождествлять их нельзя!

 

Если имяславцы отождествляют имя Бога и Самого Бога, то тогда, следуя их логике, нужно отождествить иконы Троицы, Бога-Отца или Христа с Самим Богом. Тогда это не св. изображения только, но Сам Бог ( опять же по логике имяславцев!), что по сути явно вступает в противоречие с Догматом об иконопочитании! Но это не Православное учение! Мы ничего подобного не видим  в догматическом учении Церкви ; ни одно из правил  Вселенских Соборов не учит почитать символы (иконы, изображения Креста или имена Бога ) как Самого Бога. Напротив, Церковь учит относиться к ним как к священным изображениям или символам ( безусловно утверждая благоговейное почитание святынь!), но покланяться не самому изображению или символу ( будь то Имя Бога или Его изображение на иконе…), а «единому божескому естеству»!

  Т.е. имяславцы явно привносят нечто свое, новое в учение Церкви, дерзостно объявляя Синодальные определения 1913-1914 годов еретическими. Очевидно, что они сами ставят себя вне Церкви Кафолической, т.к. погрешают против учения и догматического строя Св. Церкви, за что правомерно заслужили ужасный термин – еретики.

  На этих людях в полной мере сбывается известное высказывание: « Благими намерениями вымощена дорога в ад».

 

Дай Господи, чтобы это возмущение в Церкви не затронуло умы многих православных и чтобы заблуждающиеся принесли достойное покаяние и водворился мир в Церкви.

 

О.Владимир Цуканов

(Сидней)

Февраль 2016г.