Сообщение о Мироварении в ПРЦ/РПЦЗ

В соответствии с Правилом 37 (и) «Положения о Православной Российской Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей» Первоиерарх ПРЦ/РПЦЗ Митрополит Филарет (Семовских) в день Святых Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (12 февраля / 30 января 2019 года) издал Указ о совершении Мироварения по чину 1894 года на Страстной Седмице текущего 2019 года. Указ Первоиерарха был исполнен. Впервые более чем за 100 лет Мироварение в России совершалось Канонической Православной Российской Церковью, имеющей законную преемственность церковной власти в соответствии с Постановлением № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви.

Миро в Православной Российской Церкви используется в таинстве крещения, при освящении антиминсов, при освящении храмов и при Помазании на Царство Православных Царей. В Мироварении по благословению Митрополита Филарета участвовало 3 архиерея и 5 священников, которые читали Евангелие и молились круглосуточно на протяжении всего процесса Мироварения. Однако подготовка к Мироварению начиналась задолго до Страстной Седмицы. По традиции еще с византийских времен перед Мироварением Предстоятель Церкви назначал опытного аптекаря ответственным за подбор и приготовление ароматических веществ для Мира. Указом Первоиерарха ответственным за организацию Мироварения и приготовление благовонных веществ из ароматических растений был назначен архимандрит Филарет (Рожнов), который хоть и не является аптекарем, но к растениям отношение имеет, ибо получил в миру высшее образование по специальности «ученый-агрономом». С учетом этого и других обстоятельств Указом Митрополита (от 12.02 /30.01.2019 г.) было определено место Мироварения.

Указ Митропол о мироварении

При Знаменско-Петропавловском храме для Мироварения специально было оборудовано крестильное помещение. В среду Крестопоклонной недели Великого Поста архимандрит Филарет по благословению Первоиерарха совершил водосвятный молебен и освятил приготовленные для Мироварения сосуды и 63 ингредиента из 59 ароматных веществ: эфирные масла, а также предложения из благовонных смол и растений. Со среды Крестопоклонной Недели Великого Поста ароматные растения и смолы две недели настаивались на оливковом масле в сосудах, которые потом на четыре дня заливались виноградным вином. Полученные таким образом благовонные настои елея и вина использовались при Мироварении. Двухнедельный настой ароматных веществ на елее процеживался и сохранялся до последнего дня Мироварения (до Великой Среды Страстной Седмицы), а потом вливался в сосуд с кипящим Миром. Вино как вещество не входит в состав Мира, оно не смешивается с ним, но используется как средство, дополняющее ароматы и предотвращающее подгорание и воспламенение елея. Эфирные масла добавлялись уже в остывшее и процеженное Миро в Великую Среду. Освящение Мира совершалось в Великий Четверг во время Литургии. Хронология событий, связанная с Мироварением, показана на фотографиях с прилагаемыми комментариями.

Указ Митропол о мироварении2

Помещение для Мироварения (среда Крестопоклонной недели).

Указ Митропол о мироварении3

Архимандрит Филарет (Рожнов) после завершения водосвятного молебна и других приготовлений к Мироварению в среду Крестопоклонной недели.

В среду Крестопоклонной Недели были также предварительно приготовлены и освящены сосуды для готового Мира (12 сосудов по числу Апостолов Христовых), в которых во время Литургии в Великий Четверг Страстной Недели освящалось Миро, сваренное в течении Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.

Указ Митропол о мироварении4

Двенадцать сосудов (по числу Святых Апостолов), в которых освящается и хранится Миро.

По традиции в помещении, где приготовляются вещества для Мироварения, на особой возвышенности размещается ранее освященное Миро, которое добавляется в новое Миро, после его освящения. Для этой цели было использовано Миро, освященное ранее в Русской Православной Церкви Заграницей, причем в разное время – начиная с прошлого столетия до начала текущего. Это (преждеосвященное в РПЦЗ) Миро имеет преемственность с Миром, освященным в дореволюционной Церкви, а также с Миром, освященным в других Православных Поместных Церквах до их падения в ересях. В последнее время, пожалуй, только в РПЦЗ использовалось Миро, которое никогда не варилось еретиками, что придает ему особую исключительную значимость.

Указ Митропол о мироварении5

Преждеосвященное Миро в окружении лампад и цветов возвышается над сосудами с благовонными веществами в особом сосуде, увенчанном крестом.

Указ Митропол о мироварении6

Участники Мироварения (утро Великого Понедельника Страстной Седмицы) перед началом водосвятного молебна (сл. напр.): иеромонах Христофор, архимандрит Филарет, архиепископ Николай, епископ Серафим, иеромонах Алексей, протоиерей Владимир, иерей Сергий (Епископ Лука прибыл к последнему дню Мироварения и участвовал в соборном Богослужении в Великий Четверг).

В Великий Понедельник утром участники Мироварения, прибыв в мироварню, совершили водоосвящение, окропили святой водой все благовонные составы, мироварные сосуды и влили немного святой воды в котел для мироварения. Потом в этот котел влили елей и вино, после чего архиепископ Николай возжег под ним трикирием огонь.

Указ Митропол о мироварении7

Участники водосвятного молебна в Великий Понедельник Страстной Седмицы перед началом Мироварения.

Указ Митропол о мироварении8

В Великий Понедельник Страстной Седмицы после водосвятного молебна архиепископ Николай возжег трикирием огонь под мироварным котлом и началось круглосуточное чтение Евангелия всеми участниками Мироварения.

В Великий Понедельник, Миро варилось до вечера, как и предусмотрено чинопоследованием, но Евангелие над Миром читалось архиереями и священниками непрерывно трое суток. В Великий Вторник утром в мироварный котел было добавлено вино взамен испарившегося, и мироварение было продолжено уже непрерывно в течении Великого Вторника и Великой Среды. В Великую Среду перед завершением Мироварения в котел были вложены все благовонные вещества, которые две недели настаивались на елее со среды Крестопоклонной Недели. Затем в Великую Среду после прекращения варки Мира, оно было охлаждено и процежено, после чего в него влили эфирные масла и тщательно перемешали.

Указ Митропол о мироварении9

После прекращения варки Мира, в него добавляются эфирные масла и все тщательно перемешивается (Великая Среда Страстной Седмицы)

Полный список всех ароматных веществ, использованных для приготовления Мира, будет опубликован позже. А пока немаловажно отметить, что часть благовонных веществ для приготовления Мира доставлены со святых мест: из Иерусалима, из Вифлеема, со Святой Горы Афон и из других мест. Например, розовое и нардовое масла архимандриту Филарету в 2014 году (тогда еще протоиерею Валерию) подарил главный хранитель ключей храма Гроба Господня, с дозволением отслужить в Храме Гроба Господня молебен и освятить в Нем иконы и благовония. Одному Богу известно почему тогда хранитель ключей Гроба Господня дозволил войти священнику РПЦЗ в богослужебных одеждах в Гроб Господень и отслужить молебен прямо у Кувуклии. Теперь, спустя 5 лет, это событие в Храме Гроба Господня иначе, чем Божий промысел ужу назвать нельзя. Господь позволил взять Миро от своего Гроба для того, чтобы оно вошло в состав Мира, которое впервые за 100 лет на территории России было сварено Канонической Церковью. Кроме ароматных веществ со святых мест и кроме традиционно используемых при Мироварении растений Средиземноморья, Азии, Африки и Америки, использовались и ароматные растения, произрастающие в России — зверобой, цветы липы, кедр и некоторые другие ароматные растения.

Указ Митропол о мироварении10

Приготовленное Миро разлито в 12 сосудов и поставлены на стол вокруг сосуда с преждеосвященным в РПЦЗ Миром. (Великая Среда Страстной Седмицы)

Самой большой проблемой в поисках веществ, используемых при Мироварении, как не странно, был не поиск экзотических благовоний, а поиск обычного виноградного вина. Оказалось, что все продаваемые вина имеют различные консерванты и добавки, в частности, оксид серы. Неужели мироварение в современных поместных церквах совершается с серой!? Чтобы исключить серу и другие консерванты в составе Мира, пришлось использовать обычное домашнее вино, приготовленное без всяких добавок из винограда, произрастающего в России.

Указ Митропол о мироварении11

Епископ Серафим Ахтырский и Малороссийский во время молитвы в мироварном помещении..

В Великий Четверг перед Литургией до чтения часов Миро (преждеосвященное и новое) при колокольном звоне, в преднесении запрестольного креста, икон и свечей было торжественно перенесено из мироварного помещения в храм на жертвенник с пением тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В виду временного отсутствия архиепископа Николая торжественное перенесение Мира в храм на жертвенник возглавлял по благословению Митрополита Филарета епископ Серафим Ахтырский и Малороссийский. Он же читал молитвы на освящение нового Мира по перенесении его с Жертвенника на Престол. Возможно, это тоже было промыслительно, ибо Преосвященный Серафим (Корабельский) окормляет территорию Киевской Руси, которая в представлениях РПЦЗ составляет единое целое с другими епархиями Русской Церкви так же, как это было в Российской Империи. Это своеобразное свидетельство того, что ПРЦ/РПЦЗ не разделяет единый православный народ на части и какие-либо автокефалии. Миро, освященное на Курской земле, уже отправилось в Малороссию, Великороссию и другие земли, которые раньше составляли Единую Российскую Империю. Однако не все Миро, над которым трое суток читалось Евангелие, смогли вместить 12 сосудов. И не все преждеосвященное в РПЦЗ Миро было использовано. А это означает, что сваренное, но еще не освященное Миро может быть освящено самим Предстоятелем Церкви в сослужении со всем Архиерейским Собором и присовокуплено к Миру, которое освящалось в Страстную Седмицу. Но это уже как Богу будет угодно, а сейчас для каждого верующего человека Православной Российской Церкви важно знать – Мироварение в России состоялось.